Главная » Великие бизнесмены » Сэм Уолтон

Сэм Уолтон

Сэм Уолтон


Сэм Уолтон

(1918 г. — 1992 г.)

       Сэм Уолтон – американский бизнесмен, который создал сеть известных по всему миру супермаркетов «Уолл-Март». Журнал «Форбс» признал в 1985 году, как самого богатого человека, именно его. В число данной корпорации входят 4230 магазинов – супермаркетов в США, а в других странах - 1000 таких же. В ней задействованы порядка 1,5 млн служащих. По составленному журналом «Форбс» рейтингу, можно предположить, что только за 2002 год наследники Сэма Уолтона занимают с 6 по 10 места, обладая 100 млрд долларовым состоянием.

       На сегодня хозяином «Уолл-Марта» является Робсон Уолтон. Он хорошо запомнил свой первый рабочий день. На город Бентонвилл обрушился сильный ливень, что к полудню крыша отремонтированного сарая обвалилась из-за тяжести воды и затопила, разложенный на полках, товар. Тогда Робу было шесть лет, и он помогал отцу спасать вещи, испорченные водой. Такое плохое начало бизнеса, не испортило карму бизнеса, которому привязалось более чем точное определение успеха. Сэм Уолтон был приветлив с покупателем, встречая их у порога своих владений, но, а также вёл борьбу за лучшего клиента. Если удавалось купить товар у поставщика немного дешевле, он старался немедленно снизить цены. Народ клюнул на удочку бизнесмена и рвался раскупить всё, что было на прилавках Уолтона. Такие уроки Роб схватывал на лету уже в детстве.

       Скоро такому предприимчивому отцу стало казаться, что в одном сарае его бизнесу не разместиться, и все сбережения были вложены в построенный соседний магазин. Так началась работа гигантской торговой империи с доходом в 220 млрд. долларов в год, призванной в 2001 журналом «Fortune» третьей по величине компанией Америки. Эта корпорация оказалась на вершине рейтинга «Глобал 500», занимаясь исключительно торговлей.

       Состояние семьи было оценено в 100 млрд. долларов. Родоначальник, данного предприятия, не был нефтяным магнатом, владельцем электрических гигантов или автомобильным королём. В голове не укладывается, как простой продавец достиг такого успеха? Одни могут предположить, что это – везение, вторые предпочтут – умение поддерживать нужные связи, а вот уже третьи будут считать, что это – беспринципность. Возможно, что капля каждого из трёх составляющих, будут выигрышными в любой формуле успеха. История Сэма Уолтона находит тому подтверждение.

Биография

       Сэм Уолтон родился в маленьком городке Кинг-Фишере, штат Оклахома, в 1818 году. Вскоре семья переехала в аналогичный городок в штате Миссури. Можно сказать, что отличие от того и другого места, было незначительным. Единственное, стадион, где часто бегал маленький Сэм, и Дом скаутов, был расположен на окраине, а не в центре города.

       Уолтону было не в радость вспоминать детство, которое омрачалось постоянными перебранками между надоевшими друг другу родителями. Его биография начинает более подробный оборот только с 1940 года. В это время Сэм Уолтон закончил университет штата Миссури, там получил степень бакалавра бизнеса и оттуда решил направиться в торговую компанию «Джей-Си Пенни». Там его зарплата составила 85 долларов в месяц. Именно тут были освоены первые азы предпринимательского дела, где он был научен заворачивать покупки, экономя при этом бумагу, и до его сознания дошло, что большой торговый магазин – не просто место, где должен раскупаться товар, но ещё и место где присутствует продавец. Как это происходит часто, коллектив и зарплата не понравились Сэму, и он очень быстро переправился на другую фирму - «Клэрмон». И пусть его карман не был настолько полон, но отношения с сотрудниками у него складывались замечательные.

       В 1943 Уолтон женился на красивой девушке по имени Хелен. За душой 25-летнего Сэма не было ни копейки, в отличие от отца своей жены. Противиться браку тесть не стал, рассудив по философски, что каждый имеет право на ошибки.

       В 1945 году был открыт первый магазинчик Уолтона. Располагался он в штате Арканзас, город Ньюпорт. Многие были рады собраться на презентацию филиала, никому неизвестной на тот момент, франчайзинговой компании. Всем было любопытно, кто же все-таки собирается составить конкуренцию с самим мистером Стерлингом. Ведь тот был хозяином единственного во всей округе торгового дома.

       Начало бизнеса оказалось несколько неудачным, но нашему предприимчивому Сэму Уолтону пришла на ум одна вещь, нужно улыбаться! Он лично приветствовал своих клиентов, обращался с ними вежливо. Сэм часами мог говорить с ними о своём сыне Робсоне. Беседа с Уолтоном была приятна посетителем, ведь можно было говорить обо всём на свете. Меньше чем через год, мистеру Стерлингу пришлось уступить первенство Уолтону. Большого успеха он добился покупкой лавки с мороженым. Детвора толпилась у кассы магазина.

       За пять лет, эта лавочка превратилась в прибыльное дело. Управляющий сети магазинов «Бэн Франклин» решил, что дело не в том, кто является управляющим, а в названии. Как-то раз он сам попытался устроить свое дело, без помощи Уолтона. Но, вскоре понял свою ошибку, после того, как Сэм открыл очередной свой магазин. В мире очень много лавочек, где задействованы супружеские пары. Часто их называют «Мама и папа». Мама такого предприятия выполняет роль бухгалтера, а вот муж берёт на себя обязанности грузчика и директора. Сэму нравилась такая концепция, его тянула к такому устройству магазина. Во время отпуска Хелен мечтательно разглядывала музей и галереи, а Сэм жадно изучал лавки, которые встречались на пути. Те магазины, что привлекали его своей креативностью, мигом изучались изнутри. Предпринимательская жилка, давала о себе знать, даже во время отдыха.

       Свой первый супермаркет Сэм Уолтон открыл на окраине арканзасского городка Роджерса. Цена на землю была значительно ниже, чем в центре. Поэтому беспокоиться об окупаемости магазина, не стоило. Машины могли припарковаться свободно, на просторной стоянке. Продавцы магазина были в курсе всех городских сплетен, что способствовало лучшему общению с клиентами. Супермаркету было приписано название «Уолтонз Файв энд Дайм». С этого самого момента началась известность сети «Уолл-Март». На данный момент насчитывается около 4 тысячи супермаркетов в Канаде, Бразилии, Китае, США, Мексике, Аргентине, Германии и Пуэрто-Рико. Эта сеть берёт новые обороты и компания тратит по 3-4 млрд. долларов в год на открытие новых магазинов. Принцип постройки таких супермаркетов оставался прежним. Они располагались на окраине города. В этом и была особенность Уолтона. Ещё одна составляющая, эти супермаркеты всё те же «мама и папа», только в большом габарите. Обходительность продавцов, свежие мысли и сплетни наделяли эти магазины всё большей доброжелательностью покупателей. Специалисты пытались разгадать преимущество таких магазинов. Итог был таков, что низкие цены «Уолт-Март» были достигнуты путём умело построенной логистики.

       Огромное значение придавались мелким деталям, что делала экономику маленького магазина под влиянием большого супермаркета. Точное время при покупке отмечалось на чеках. Это делась не для того, чтобы расширить запасы пробитых чеков в мусорном баке. Нет, здесь сработала великолепная идея Уолтона. По чекам можно было отслеживать простои и наблюдать в какой час-пик загруженность кассира становится более выгодной.

       Уже в 1985 году хозяин «Уол-Марта» был призван одним из богатейших людей планеты. В то время состояние Сэма оценивалось в 9 млрд. долларов. Миллиардер не изменил своих принципов, даже в таком состоянии. Он продолжал ездить по магазинам, как простой человек, разъезжая на пикапе свои владения. Он игнорировал лимузины, красивую жизнь. Быть с покупателем на «ты», было основным его принципом. Разве мог такой человек, как он, бояться показаться смешным? Однажды, проиграв в споре с Дэвидом Гласом, ему пришлось танцевать гавайский танец посреди центральной улицы. Это было сделано с удовольствием. На нём была гавайская травяная юбка. Такая экстравагантность была по душе клиентам магазина. Уолтон по-прежнему жил в маленьких городах, столиц он, как и прежде, избегал. Вот из-за этого, он прекрасно понимал, с какими проблемами сталкивается население и по возможности оказывал им помощь.

       Кто только не пытался оклеветать Уолтона. В его жизни всё-таки есть одно, но большое пятно. Все недоброжелатели обращают на это внимание. Как правило, у богатых людей таких много. Его старались обвинить в том, что он разорил маленьких «мама и папа», чтобы все покупатели посещали только его одну большую «лавочку». Сэм обвинялся и в таких повинностях, как разрушение устоев Америки. Обвиняли его за не соблюдение концепций «центральных улиц», где по традиции должны располагаться мэрия, банк, полицейский участок, церковь, больница и крупные магазина города.

       В начале 90-х годов, ежегодный объем проданных товаров «Уолл-Март» достиг около 50 млрд. долларов. За этот промежуток времени на него вылились потоки критики, Уолтон был настолько измотан навалившейся на него гнилью, что был вынужден писать мемуары о том, как шла работа сети розничной торговли. Публике вдруг стала известна самая большая «тайна века». Уолтон располагал по окраинам свои супермаркеты не для того, чтобы разрушить устои американской государственности. Строительство велось на земле с низкой оплатой на налоги и на дешевой земле. Цены, должны были устраивать, ведь они были самыми низкими в округе, и уже не говоря о создании сотен рабочих мест.

       Вышла в свет книга Уолтона «Сделано в Америке: моя история», в которой формулировалось десять заповедей успеха:

1. Преданность к бизнесу
2. Прибылью нужно делиться с сотрудниками
3. Непредсказуемость- ваша фишка в борьбе с конкурентами
4. Проблемы должны обсуждаться с персоналом. Во время дискуссий всегда приходят правильные решения
5. Цените сотрудников
6. Празднуйте свои достижения
7. Учитывайте мнение каждого своего сотрудника
8. Реализуйте ожидания клиентов
9. Держите под контролем расходы
10. Ищите необычные пути в своём бизнесе.

       Сэму Уолтону в марте 1992 года была вручена из рук президента США Джорджа Буша медаль Свободы. Автобиография отца-основателя сети супермаркетов стала настоящим достоянием Америки.

       Умер Сэм Уолтон в том же 1992 году. Хелен и его дети продолжают развитие семейного бизнеса.